Детей необходимо обучать финансовой грамоте. Научить ребенка обращаться с деньгами необходимо и нужно начинать это делать с момента, когда у ребенка появляется реальный интерес к деньгам. Главное правило для родителей не учить, а воспитывать отношение к деньгам. Не рассказывать, как это делать, а показывать на собственном примере. Следующая схема, поможет вам ответить на вопрос: давать ли детям деньги.
Для начала разработайте свод правил поведения в семье для ребенка, выполняя которые, ребенок станет чувствовать себя взрослым и ответственным.
Пять основным правил, которые помогут научить ребенка обращаться с деньгами
Сделайте таблицу и повесьте ее в детской комнате:
- Слушаться маму и папу.
- Помогать по дому.
- Не драться и не ругаться.
- Хорошие манеры.
- Ухаживать за домашними животными или не обижать младшего брата или сестру.
Далее определите общую сумму средств, которую ежемесячно готовы выделять ребенку на необходимые карманные расходы. После, исходя из этой суммы – выведите ежедневный эквивалент. Очень важно на первом этапе давать ребенку деньги каждый день, регулярность – вырабатывает своего рода рефлекс. Например, ежедневная сумма составляет 50рублей. Затем проведите с ребенком беседу и выясните, зачем ему необходимы деньги, чтобы он хотел на них купить, учитывайте не только мелочи (конфеты, наклейки), но и крупные покупки (ролики, плеер). Расскажите о стоимости тех или иных предметов.
А теперь поговорим, как научить ребенка обращаться с деньгами на примере
1. Олегу 6 лет он просит родителей выделить ему некую сумму на карманные расходы. Давать ли детям деньги в этом случае? В этом возрасте он, скорее всего, просит просто дать ему денег, тем самым начинает требовать независимости. Мама и папа решают, что это хорошее начало для воспитания финансовой грамотности у ребенка и, посовещавшись, выделяют 1500 рублей в месяц.
2. Каждый день утром папа на основании выполнения Олегом правил семейного поведения выдает ему 50 рублей, они вместе ведут персональную тетрадь расходов ребенка. Утром записывают в приход некую с оговоренную сумму.
3. Малыш откладывает в конверт «Мечта» 20 рублей, а остальную сумму тратит на свое усмотрение.
4. Вечером Олег, рассказывает родителям, куда потратил деньги и вместе с ними записывает в тетрадь расходы. 25 рублей на конфеты и 25 на мечту.
5. К концу недели у Олега в конверте «Мечта» уже есть определенная сумма. Этой суммы достаточно для того чтобы ребенок реализовал одно из своих желаний, например купил в магазине маленькую машинку.
Сумму можно выбирать любую, согласно бюджету семьи. Это научит ребенка дисциплинированному поведению в семье и поможет научить ребенка обращаться с деньгами, он сможет откладывать деньги на желания, планировать средства, а так же вести им учет. Форма подачи самой информации должна быть игровой и легкой, ребенку должно быть интересно и самое главное он должен убедиться в том, что такая система работает. В конечном итоге, Олег убедился, что мечты сбываются, нужно просто немного приложить для их реализации усилия.