В жизни каждого ребёнка существуют промежутки времени, которые называются сенситивными периодами. В эти моменты происходит всплеск развития ребёнка в одной или нескольких областях. Детские психологи отмечают серьёзную перестройку личности. Лев Выгодский — советский психолог — глубоко изучал проблему скачкообразного развития индивида в детском возрасте. Он же впервые и ввёл такой психологический термин, как сенситивный период.
Сенситивные периоды развития ребёнка по Выготскому
Сенситивные периоды развития ребёнка по Выготскому — это переломный момент в развитии ребёнка, иногда принимающий кризисную форму. Такое время характеризуется бурным развитием творчества и креативности. По окончанию каждого сенситивного периода у ребёнка происходит формирование совершенно новых качеств, так называемые психологические новообразования.
Психологам давно стало понятно, что в течении сенситивного периода, ребёнок становится наиболее восприимчивым к некоторым влияниям извне и начинает активно впитывать те знания и опыт, которые требуются ему для качественного скачка.
Сенситивные периоды развития ребёнка отличает стремительность обновления психических функций и на этом фоне могут сопровождаться обостренной раздражительностью и нервозностью. По продолжительности различают малые — около двух дней, в это время происходит развитие в какой-либо одной области и большие — до нескольких месяцев, затрагивающие почти всё.
Л. Выгодский называл несколько основных возрастных сенситивных периодов: один год, около трех лет 6-7 лет. Отдельно он обращал внимание на новорожденный период и подростковый, а также на режим дня ребенка в 1 год и 6 месяцев. Возникновение сенситивных периодов именно в этом возрасте обусловлено с глобальными изменениями в работе головного мозга и эндокринной системы. Время, когда начинается период, для каждого ребёнка свое и подчинено биологической готовности, стимулирования со стороны родителей и всего окружения, количества впечатлений и рода деятельности.
Время сенситивного периода может быть очень удачно использовано родителями для развития интеллектуальных и творческих способностей ребёнка (амплификация детского развития). Так как, именно тогда он легко усваивает информацию на определённые темы. Но нужно быть готовыми и к осложнениям, которые возникают в это непростое для ребёнка время. Капризы, плохое поведение, снижение сосредоточенности — все это признаки внутреннего напряжения, которое со временем, к счастью, будет ослабевать.